Мод Wrath of the Norsemen для Medieval II: Total War

Wrath of the Norsemen

Не буду скрывать – мне нравятся региональные моды. Нравятся потому, что в них берётся какой-нибудь регион, конкретный исторический период и детально прорабатывается. Где-то больше, где-то меньше, но в любом случае мод получается намного более интересным. Хотя бы потому, что допустим вместо одной провинции-Дании на её месте расположено несколько городов, шире масштаб и медленно выдавливая оттуда противника ты больше веришь тому, что захватываешь какую-то страну.

В этом моде общая атмосфера чувствуется куда лучше, чем в глобальных – во многих региональных модах великолепно передаётся национальный колорит и политическая обстановка. Да, на движке Медиевала II есть много добротных региональных модов, таких как: Русь II, 1648 и даже Call of Warhammer (да-да, по отношению ко вселенной боевого молота он считается именно региональным и посвящён конкретному событию). К этим и другим модификациям недавно добавилась ещё одна - Wrath of the Norsemen. О ней сегодня и пойдёт речь.

Балтика языческая

Что мы имеем?  Довольно увесистый (2 Гб) Мод для Medieval II: Total War - Wrath of the Norsemen, начинающийся в 785 году и повествующий о эпохе викингов. Территориальные рамки мода ограничены Скандинавией и побережьем балтийского моря. Они населены множеством языческих племён, которые будут бороться за своё место под солнцем.  В Скандинавии обитают Финны(Häme), Датчане(Danmörk), Шведы(Sweþiuð), а также множество мелких викингских королевств: Gautlandi, Vestfold, Rygjalandi и Hálogaland. Балтийские племена представлены Пруссами(Prusi) и Kursi. Островком цивилизации среди этого моря варваров является Франкское королевство, а точнее его саксонская марка. Наконец, Славяне представлены тремя образованиями: Ободриты(Obotrite), Венеды(Vendland) и …. Гардарики(Garðariki).

Medieval IУ родственных народов похожие линейки войск, с вкраплениями собственной индивидуальности, а вот чужеродные племена имеют совсем другие виды воинов.Религий всего две – христианство и язычество, причём в каждом городе можно отдельно выбрать, какой из них будут придерживаться местные жители, для этого нужно построить либо капище, либо храм и в дальнейшем улучшать его. Кроме сиих 2 путей есть еретическое движение(интересно, почему еретиками их считают и адепты Христа и идолопоклонники?) и в некоторых областях его влияние доходит до 20%. На дворе 785 год, поэтому неудивительно, что изначально христианами являются только Франки, но это же исправимо, не так ли? Например, в моей кампании за Гардарику ободриты добровольно приняли христианство и стали лучшими друзьями франков.

Также исторический период оказал своё влияние и на глобальную карту: все начинают игру с одной-двумя провинциями,  уровня деревни, и населением в 500-800 человек(и соответственно мизерным доходом, не покрывающим дефицит казны), а также небольшой армией, которой, впрочем, хватит для захвата близлежащих поселений. Общая ситуация такова – на старте все фракции довольно нищие и малоразвитые, как и окружающие их ребелы, поэтому в первые ходов тридцать придётся жить затянув пояса.

Наёмники в моде очень дорогие, поэтому пользоваться их услугами имеет смысл только, когда вы будете далеко от своих развитых поселений, а воевать чем-то надо. Да и то с их ценниками в 1-3 тысячи за отряд,вы сможете нанимать их ой как нескоро.

А кстати – что мы имеем на первом уровне поселения? Только один слот для найма и 2-3 вида пехотинцев, которых ещё необходимо открыть постройкой определённых зданий. Солидную долю бюджета съедают дружины генералов, которые очень активно плодятся, зато и подспорье хорошее – в первые несколько десятков ходов они будут вашей единственной элитой(за исключением стартового отряда конницы и пары тяжёлых мечников/копейщиков).Семейное древо разрастается довольно быстро – генералы весьма плодовиты, а совершеннолетия достигают в 12 лет, поэтому за 30 лет своего правления мой князь обзавёлся пятью зятьями и десятком внуков.

Особенности сражений

Как уже говорилось – генералы первое время являются единственными тяжёлыми воинами, а стартовый отряд конницы нужно беречь от потерь как зеницу ока. Следовательно, большинство армий вначале составляют многочисленные лёгкие копейщики/топорщики, а также застрельщики. Не слишком разнообразно,но в общем то не смертельно – враги страдают от той же напасти, что и мы. 

Характеристики изменились в сторону уменьшения – и даже несмотря на урезание урона, теперь солдаты стали дохнуть, как мухи и каждый удар может оказаться смертельным. Так что застрельщики оказались очень полезными и их копья могут унести не один десяток супостатов.  И кстати – бегают они быстрее бронированных врагов, так что вполне могут сделать из них  подушечку для копий. Конница здесь явления редкое и смертоносное, а у Франков их аж пять видов, так что поосторожнее с ними.

Помимо этих отличий, я заметил одну интересную особенность боевого ИИ: враги вначале боя почти всегда отходят в противоположный от армии игрока конец карты и стоят там, но если только каким-нибудь нашим отрядом подойти достаточно близко, или обстрелять их, то они немедленно снимаются с позиции и идут в атаку.

Пережитки беты

Так как это бета-версия, то у игры много недоработок. Не работают(вернее, ещё не сделаны) скрипты, однако уже есть  появляющиеся свитки, повествующие о тех или иных исторических событиях, как то: разграбление монастыря Линдисфарн в 793 году, смерть Карла Великого и т.д.

Но если неработающие скрипты не очень бросаются в глаза, то наблюдать бегающих по полю "белых рыцарей в сверкающих доспехах" не очень приятно -  у многих наёмников нет шкурок и они появляются на поле боя в виде серебряных манекенов.

Ох, совсем забыл сказать про музыкальное оформление - оно здесь составляет микс из британской и тевтонской кампаний кингдомса.

Властелин деревень

Здесь я рассмотрю мод в действии, на примере своей небольшой кампании. Поставив very hard уровень на глобальной карте, я начал за Гардарику - страну городов, прародительницу Руси....

Cтрана городов, говорите? Единственное поселение на 785 год - Холмгардр, являлся деревней с населением 566 человек. Более чем скромно, если учесть, что армия была по численности в 2 раза больше. Естественно, доход от столицы был намного меньше, чем от царской казны, а вместе они не могли покрыть дефицит бюджета, поэтому надо было срочно захватывать новые земли  и заодно уменьшать популяцию воинов.

Правил всем этим безобразием 18-летний Великий князь Игорь, женатый на 15-летней Вельте.  Собрав свою скромную армию, в которой помимо его личной дружины был отряд русской конницы, отряд витязей, 2 отряда тяжёлых мечников и 600 лёгких копьеносцев, князь двинулся на запад и к лету 786 года достиг деревни Псков, которую благополучно и взял. Зимой того же года до Игоря дошли вести - собрание ободритских князей решило принять христианство и вступить в союз с франками. Что это - конец эпохи язычества? Князь решил не утруждать себя подобными вопросами и двинулся дальше на запад, где разведчики обнаружили деревеньку Тарту. К тому времени, как он дошёл до неё, его жена забеременела и родила ему прекрасную дочь Василису, а князь усыновил 12-летнего Сергея, сразу же женившегося на ровеснице. Зимой 787 года был взят Тарту и победоносное войско князя двинулось далее на запад, а наследник Сергей с собранной в столице армией пошёл налагать дань  на славянские племена, живущие на юге. Так же на совете с дружиной Игорь постановил, что быть всем жителям Гардарики язычниками - негоже забывать своих богов, в связи с чем началось массовое строительство курганов.

К 800 году государство Гардарика разрослось до 9 деревень, столицей был сделан Псков, а семейное древо князя Игоря насчитывало 6 мужчин и 9 женщин. Вся эстония была покорена, поэтому княже двинулся на юг, захватывая земли по побережью, где обнаружил границу небольшого государства Kursi, с которым было решено вести торговлю. Через 2 года один из зятьёв был отправлен расширять границы на севере. Лето 806 - обнаружение нового балтийского племени - пруссов. Они оказались несколько дружелюбнее и помимо торговли заключили с нами союз, а на северных рубежах наши отряды столкнулись с племенем Häme.

К 810 году Князь Игорь был счастливым обладателем семейства из 20 с лишним человек и князем 16 селений, все из которых были деревнями с мизерными доходами. Господи, да я же.... Властелин деревень!

Но наконец-то в стране произошло радостное событие - латгальская деревенька достигла населения в 2 тысячи голов и теперь её можно было улучшить до маленького городка, построив деревянный забор. И знаете - это того стоило: после улучшения стало доступно к постройке множество строений, в том числе и мощёные дороги. Мне повезло - это поселение было центром гардарикской торговли и когда я построил эти самые дороги, то доход увеличился с полутора тысяч, до трёх! Так что возьмите себе на заметку - мощёные дороги, это ваш путь к богатству.

Зима 811 не сулила ничего плохого, но в одной из карельских деревень был обнаружен финский лазутчик - это означало войну с Häme. Две армии были посланы на покорение этой северной страны и, признаться честно, я рассчитывал на трудные бои и многочисленные вражеские армии, ибо поставил самый большой уровень сложности на страткарте... но всё, чем смогли меня порадовать финны, это пара гарнизонных отрядов в деревнях и полторы армии легковооружённых солдат. Именно поэтому князь решил одновременно с финнами повоевать и с Kursi. К сожалению, печальная ситуация с малочисленностью войск была и у них. Однако меня порадовало, что когда они поняли, что проигрывают(после того, как я захватил у них пару городов и разбил единственную армию) и Kursi и Häme сами подвели дипломатов и предложили мир, да ещё и согласились на выплату дани(если память мне не изменяет, то в оригинальном медиевале и многих модах фракции всегда бились до последнего, ни в какую не желая мириться).

В итоге, к 820 году Гардарики владели 20 деревнями и 2 городками, несколькими боеспособными армиями, семья правителя насчитывала около 30 человек, а золото лилось пусть и небольшой, но постоянной струйкой. Впереди страну ждали новые завоевания и встреча с большими соседями, но их сопротивление также было быстро сломлено...

Итог

Впечатления от игры и основные моменты: Мод прежде всего интересен своей эпохой и относительно неплохо показывает удалённость этой области от центра цивилизации (поэтому тем, кто хочет большие развитые города и огромные армии - не сюда). Несмотря на большое количество собственных провинций, противник даже на very hard не может выставить больше 1-2 полностековых армий(в отличии от мода 1648, где ими карта кишмя кишит), они у врага небольшие и плохо вооружённые, так что поклонникам хардовых модов будет весьма скучно.

Теперь он не сражается насмерть, а просит пощады, когда проигрывает и сам предлагает мир, причём на выгодных для вас условиях. Поселения малоразвиты и поначалу торговля не приносит выгоды, зато с постройкой мощёных дорог доход чуть ли не утраивается. У некоторых юнитов отсутствуют шкурки, скриптов пока нет, но планируются.

Установка

Устанавливается мод просто - после распаковки папка WotN кидается в раздел mods (необходим Kingdoms), ко всем остальным. Запускается через батник.

Twitter
SocButtons v1.6